Мясницкая улица

Описание объектов на маршруте

Старт

Протяженность маршрута 1,6 км.

Маршрут начинается от метро Красные Ворота и заканчивается метро Лубянка.

Мясницкая улица находится внутри Садового кольца, пересекает Бульварное кольцо на площади Мясницкие ворота и выходи на Лубянскую площадь.


Мясницкая одна из старейших улиц Москвы, которая получила свое название в XVII веке по имени Мясницкой слободы, где находилось множество мясных лавок и домов мясников. И что по этой дороге государь Петр I ездил в Немецкую слободу.


В XVIII веке Мясницкая становится аристократической улицей, здесь появляются городские усадьбы известных боярских фамилий.

Метро Красные ворота

Выход 1
Станция открыта 15.05.1935 в составе первой очереди Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».
Южный вестибюль:
Построен в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе напоминающего раковину.
Маршрут:
Выходим из метро, поворачиваем налево, идем по Мясницкому проезду, который выходит на Мясницкую улицу, переходим дорогу и идем налево.

Высотное здание на площади Красных Ворот

Выйдя из метро Красные ворота, посмотрите на противоположную сторону садового кольца. Перед вами высотное здание. Внутри здания находится северный вестибюль станции метро Красные ворота.
Открыт: 1954 г.
На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках.
Центральный корпус предназначался для размещения правительственных учреждений, а в боковых устроены 276 квартир.

Можно свободно зайти во двор и сделать парочку атмосферных фото. Калитка для пешеходов открыта.

Дом усадьба А.И. Лобанова- Ростовского

Построено: основное здание 1790 -е г., пристройка — XIX
Архитектор: Франц Иванович (Франческо) Кампорези

Мы с вами стоим на улице Мясницкой перед ажурной кованной оградой. В глубине от неё мы видим протяженный фасад нежно-розового цвета двухэтажной городской усадьбы.

В 1791 году, его владельцем стал князь А.И. Лобанов- Ростовский. При нем здание приобрело современный вид.
В 1826 году особняк приобретает управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел Алексей Федорович Малиновский.

Пушкин Александр Сергеевич — частый гость сенатора Малиновского. Его супруга Александра Петровна буквально выхлопотала брак Пушкина и Гончаровой, ведя сложные переговоры с будущей тещей Александра Сергеевича.

Разворачиваемся спиной к усадьбе.

Усадьба Л.К. Нарышкина - Н.Ф. фон Мекк

Построено: 1899 г.
Архитектор: Бугровский М.Ф.
Перед нами светло зеленый особняк, который москвичи называют негласно «дом трёх композиторов».
С 1826 г. дом принадлежал Арсеньевой Н.М. Частым гостем четы Арсеньевых был венгерский композитор Ференц Лист.
С 1880 г. домом владеет баронесса Н.Ф. фон Мекк.

П.И. Чайковский не раз останавливался в доме на Мясницкой. Правда, в отсутствие баронессы фон Мекк. Их отношения были удивительны. Они не были лично знакомы, но тринадцать лет находились в переписке.
Клод Дебюсси в молодости преподавал музыку детям фон Мекк. Он страстно влюбился в свою воспитанницу Сонечку фон Мекк и даже просил у матери руки, но получил отказ и был выставлен за дверь.

Переходим улицу, проходим вдоль дома «трех композиторов» и идем к следующему зданию.
Продолжить

Городская усадьба И.И. Барышникова

Построено: 1802 г.
Архитектор: Казаков М.Ф.
Перед нами канареечного цвета, компактно спланированная двухэтажная усадьба 18 века с главными и служебными корпусами.

Почти квадратный парадный двор отделен от улицы оградой с двумя массивными воротами по сторонам.
Тип ограды весьма распространенный в те времена в городе, сейчас является подлинным раритетом.

С 1823 г. усадьбой владеет Степан Бегичев. Он был зятем Ивана Барышникова и близким другом поэта Александра Сергеевича Грибоедова. Сюда Грибоедов привез два акта комедии "Горе от ума", во время чтения которой Бегичев сделал ряд замечаний другу, после чего Грибоедов сжег многие страницы и написал их заново.
С 90-х годов в усадьбе находится редакция газеты «Аргументы и Факты».
Продолжаем движение вперед к следующему зданию.

Дом Центросоюза

Построено: 1936 г.
Архитектор: Ле Корбюзье

Прямо перед нами 7 — ми этажное офисное здание с витражным остеклением. Справа и слева мы видим еще два корпуса, фасад которых изготовлен из цветного армянского туфа. Со стороны проспекта Сахарова здание выглядит менее лаконично.

Проект Центросоюза был крайне новаторским и опережающим время. Рабочие места были организованы без перегородок. Это был прототип сегодняшнего традиционного «open space».

Для досуга служащих была предусмотрена практически полностью
самостоятельная структура с конференц-залом, читальней, рестораном и клубными помещениями, лифты непрерывного движения (сейчас демонтированы) и пандусы вместо лестниц.

Пять свойств (принципов) современной архитектуры по Ле Корбюзье (дом на столбах, крыша-терраса, свободный план, свободный фасад, ленточное окно)

Памятник Ле Корбюзье

Открыт: 15.10.2015 г.
Скульптор: Андрей Тыртышников
Архитектор: Антон Воскресенский

Памятник установлен рядом со зданием бывшего Центросоюза, которое было создано по проекту Ле Корбюзье. Памятник представляет собой фигуру архитектора, сидящего на стуле и вытянувшего вперед ноги. Одет Ле Корбюзье в строгие брюки, пальто, без головного убора,в круглых очках, которые были его «фирменным знаком».

Ле Корбюзье (1887—1965) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.

Дом К.Т. Солдатенкова

Построено: 1821 г
Архитекторы: А.Г. Григорьев, О.И. Бове.
Перед нами нарядная усадьба, которая выходит на улицу двумя симметричными компактами флигелями, кажущимися маленькими в сравнении с крупным объемом главного дома с широким пятиоконным мезонином.
Во время Великой Отечественной войны, когда Мясницкая была улицей Кирова, бывшую купеческую усадьбу засекретили и разместили Ставку Верховного главнокомандующего Сталина И. В. и Государственный комитет обороны. Выбор места был обусловлен близостью особняка к станции метро Кировская (Чистые пруды), где было организовано бомбоубежище для членов Политбюро ЦК ВКП.
Сейчас в доме находится общественная приемная Министерства обороны РФ.
Продолжаем движение вперед к следующему зданию.

Дом И.И. Юшкова
Адрес: Мясницкая 21

Построено: 1844 г.
Архитектор: Баженов В.И.
Стиль: классицизм.

Перед нами желтое здание, фасады которого выходят на Мясницкую улицу и Бобров переулок. Боковые крылья дома, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление.
На уровне третьего и четвертого этажей находится угловая полуротонда с ионической колоннадой.

Использование архитектурного приема с угловой полуротондой было продиктовано градостроительными требованиями к преобразованию Москвы.
Красные линии городского плана на перекрестках предписывали скругление углов. Подобные постройки в Москве стали известны как наугольные дома.

В 1844 году Юшков дом, несколько лет пустовавший, был куплен Московским Художественным обществом, впоследствии переименованным в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Сейчас в здании находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Почтамт

Построено: 1912 г.
Архитектор: Мунц О.Р.
Инженер: Новиков Д.И. при участие Шухова В.Г.
Главный почтамт. Индекс 101000
Здание имеет уникальный световой купол из богемского стекла. Ядро здания – большой операционный зал с верхним светом и перекрытиями по металлическим балкам – сделан в конструкциях русского инженера В.Г. Шухова.
Более 150 лет при Главпочтамте работал Музей почтовой связи и Московского почтамта. Богатая коллекция почтовых реликвий расположена в здании Почтамта. Здесь хранятся уникальные документы и предметы, связанные с деятельностью почты, телеграфа, телефона и радио.
Здание находится на реставрации.

Доходный дом и чайный магазин В.Д. Перлова

Построено: 1893 г.
Архитектор: Клейн Р.И. Изменение фасада и интерьера: 1895 г.
Архитектор: Гиппиус К.К.
Перед нами единственное в городе здание в китайском стиле.
Дом принадлежал Сергею Васильевичу Перлову, потомственному купцу, чаеторговцу, чайному магнату.
Отделка дома в китайском стиле была сделана к приезду чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи Ли Хунчжана на коронацию Николая II в надежде в надежде, что Ли Хунчжан посетит этот дом и с ним можно будет заключить эксклюзивные контракты на поставку чая.
Однако Ли Хунчжан не заехал в Чайный дом на Мясницкой.
Тем не менее архитектурные особенности дома в псевдокитайском стиле стали успешным рекламным ходом и магазин пользовался популярностью.
Сейчас, как и 100 лет назад, мы можем зайти внутрь, полюбоваться внутренним убранством и купить чай и сладости!

Городская усадьба Чертковых

Построено: Центр дома - после 1812 г, крылья дома - 1859 г.
Архитектор: Булгарин А.В.
Мы находимся во дворе дома, который сразу же притягивает наш взгляд необычностью архитектуры и небесно-голубым цветом. Это Дом Черткова. Удивительным образом усадьба не пострадала во время пожара 1812 года, и даже бытует легенда, что сам Наполеон провел здесь несколько ночей.
В 1831 году дом с флигелями и садом приобрел Александр Дмитриевич Чертков. Он собрал здесь уникальную, самую большую на то время библиотеку, посвященную российской истории. Не только книги, но и монеты, рукописи, грамоты, карты, портреты – все, что могло относиться к российской истории, было предметом его собирательства.
Продолжил дело сын, Григорий Чертков. В 1863 году в специальной противопожарной пристройке со стороны Фуркасовского переулка открылась первая бесплатная частная библиотека в России, «Московская городская Чертковская публичная библиотека».
Сейчас в здании обосновался Новый театр.

Торговый дом товарищества М.С. Кузнецова

Построено: 1903 г.
Архитектор: Федор Шехтель
Перед нами монументальный ритм шести трехэтажных полуциркулярных окон. Замковые части арок декорированы сочными картушками. На пилястрах отделяющих арки друг от друга , обращают на себя внимание крупные маски Меркурия.
В правой части особняка вы можете увидеть вывеску «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
В 1898 году Ф.О. Шехтель начинает строительство этого здания для «Дома фарфора» М. С. Кузнецова, которому к концу XIX в. принадлежало 7 фарфоровых заводов в Российской империи.
Заводы выпускали фарфор, доступный каждому.
Крестьянам предназначался дешевый и неброский товар.
Горожане могли позволить себе сервизы более высокого качества, украшенные переводными рисунками, имитирующими ручную роспись.
Для богатых купцов предлагалась роскошные сервизы, чашки которых были покрыты изнутри золотом и назывались «золотое нутро».
Истории гида

Заключение

Сегодня мы с вами прогулялись по Мясницкой улице, которая соединила в себе аристократизм городских усадеб XVIII в. и буржуазных дух купеческих магазинов XIX в. Мы узнали, как в одном особняке смешались судьбы трех разных композиторов, заглянули в маленький уголок Китая в Москве, восхитились смелостью и новаторством архитектора Ле Корбюзье.
Made on
Tilda