АРБАТ

Описание объектов на маршруте

Смоленская площадь в целом

Смоленская площадь – часть Садового кольца. До 1820 года здесь проходил Земляной вал или, как его еще называли, Скородом. Земляной вал появился в конце 16 века после набега крымского хана Казы Гирея.
Это было фортификационное сооружение и представляло собой замкнутое кольцо протяженностью 16 км.
1816 году, остатки вала было предложено снести, обмелевший и осыпавшийся ров — засыпать, а на их месте создать широкую кольцевую улицу, мощённую булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 м из общего расстояния между двумя линиями домов, уже тогда достигавшего 60 м. На остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу. Так было положено начало Садовому кольцу.
К концу XVII века Земляной вал утратил своё значение как фортификационное сооружение, превратившись в таможенную границу города.
Уже в начале XVII века вдоль вала располагались многочисленные торговые ряды и кузницы, а для охраны ворот стояла стрелецкая слобода.
В некоторых названиях улиц Москвы можно встретить приставку вал или застава. Это значит что здесь когда то была граница Москвы

Высотка МИД

Здание МИДа- первая из 7 высоток.
Построена в 1948-1953гг.
Архитекторы Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус.
Высота центрального корпуса- 27 этажей, со шпилем- 172 метра, длинна фасада-160 метров. Крылья с двух сторон по 16 этажей, боковые корпуса-9.

МИД - одно из важных ведомств нашего государства. Возглавляет Сергей Викторович Лавров.


ул.Арбат в целом

Арбат - старейшая улица, когда-то проходила дорога на Смоленск. Ранее были ремесленные слободы. Всегда очень оживленная, с множеством магазинов. Сейчас - полностью пешеходная.
Арбат произошло от арабского слова арбад, являющегося множественным числом от рабад — «пригород», «предместье», которое, вероятно, было занесено в Москву торговцами с Востока — крымскими татарами или другими восточными купцами.
Улица Арбат начинается у Арбатской площади и идёт до площади Смоленской. Протяжённость её – 1,2 км.
До середины 18 века назначение улицы торгово-ремесленное. Названия примыкающих слева и справа переулков (Денежный, Старо-Конюшенный, Серебрянный) говорят о многочисленных деятельных слободах, находившихся здесь.
После пожара 1812 все деревянные постройки сгорели , новые построили просто и лаконично в фешенебельный аристократических район, до 19 века не было магазинов, дворяне не любили шумное соседство. коим и является до сих пор.

Памятник Пушкину и Натали

Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой
Скульпторы: Александр и Игорь Бургановы
Архитекторы: Евгений Розанов и Константин Шумов
Открыт: в 1999 г.
Расположение: Арбат, напротив Дома Д. Н. С. Хитрово

Перед нами скульптура, которая показывает сцену после венчания пары и изображает их шагающими вперёд держась за руки. Обе бронзовые статуи выполнены с большим портретным сходством и установлены на гранитный постамент с надписью: «Александр Пушкин и Наталья Гончарова». Скульптура установлена напротив дома, где когда они прожили три медовых месяца.
Скульпторы отец и сын Бургановы постарались запечатлеть то мгновенье, когда свежеиспечённые муж и жена выходят из храма, нежно держась за руки и будто летят в направлении своего нового дома.


Сватовство

Музей-квартира Пушкина
Адрес: ул. Арбат, 53

Дом Н.С. Хитрово
Построен: 1806 г., восстановлен после пожара 1812 г. в 1816 г.
Архитектор: Василий Обухов
Адрес: Арбат, 53

18 февраля 1831 года сразу после венчания в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот привезёт Александр сюда свою юную жену, и уже через 10 дней супруги дадут здесь блестящий бал.
Только три месяца после свадьбы проживёт молодая чета в этом особняке и уедет в Царское Село.
В 1986 году, 18 февраля, спустя ровно 155 лет со дня свадьбы Пушкина и Гончаровой открылся этот музей.

Арбатская АТС, Арбат, 46

Построено: 1928 г.
Архитектор: Патека В.В.
Перед нами серое здание с четырех этажной центральной частью и двухэтажные боковые объемы, выходящие на красную линию улицы. Панорамные окна центрального объема здания, проста и лаконичная архитектура, выдает нам памятник конструктивизма.
Это Арбатская АТС - типовой проект. В Москве построено три телефонные станции по проекту Патека В.В. Адреса двух других: Большая Ордынка, 25, Бакунинская улица, 5 . Сегодня в здании находится центр продаж и обслуживания Ростелеком.

Дом Анатолия Рыбакова

Здание было построено в 1910х гг. архитектором Владимиром Казаковым и за свою масштабность в народе сразу получили прозвища «казармы» и «муравейник». В 30-х годах дом N 51 стали называть пересыльным. Попавших в опалу советских чиновников переселяли сюда из Кремлевских квартир. По ночам к страшному дому за ними приезжал черный воронок.
На первом этаже висит мемориальная табличка Анатолию Рыбакову, автору романа «Дети Арбата», который провел здесь детство с 1919 по 1933 годы. Здесь же происходит действие романа «Дети Арбата». Многие жители этого дома стали прототипами героев Анатолия Рыбакова.
Первые этажи первые десятилетия занимал кинотеатр «Арбатский АРС», билеты без мест позже «Наука и жизнь», здесь же был открыт первый официальный видеосалон в 1980.

Памятник Булату Окуджаве

Скульпторы: Георгий Франгулян
Открыт: в 2002 г.
Адрес: ул. Арбат, 53
Перед нами композиция которая представляет собой «кусочек арбатского двора» и включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру Булата Окуджавы высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево.
Этот памятник Булату Шаловичу Окуджаве.
Отсюда он ушел на фронт в 1941 году, здесь он написал самые известные свои произведения. Арбат был местом вдохновения и музой поэта.
Булат Окуджава жил на Арбате в доме 43.
Булат Шалович был одной из знаковых фигур культуры 60-х годов 20 века. Он дружил с Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Р. Рождественским, Б. Ахмадулиной и др.
Булат Окуджава ушел из жизни в 1997 году, но его творческое наследие стало частью культуры России.

Дом Папанина
Адрес:  ул.Арбат,45

Перед нами дом с большими окнами и колоннами. На одной из колонн установлена мемориальная доска из бронзы, работы скульптора Геннадия Провоторова.
Доска установлена в 1996 году легендарному советскому исследователю Арктики, герою СССР, академику РАН  Ивану Дмитриевичу Попанину. советскому  исследователю Арктики. В 1937-1938 годах он возглавлял первую в мире арктическую экспедицию на дрейфующей льдине "Северный полюс-1". Сегодня атомные ледоколы возят на полюс туристов, а достичь его по воздуху вообще элементарно.
Одним из важнейших достижений этого человека было предложение использовать льдины Северного Ледовитого океана, как движущийся полигон для полярных экспедиций.
Подвиг Попанина по исследованию Арктики поставил его в ряд истинных героев нашей Родины, таких как Валерий Чкалов, Юрий Гагарин и др.
Иван Дмитриевич скончался 30 января 1986 года в Москве.

Храм Спаса Преображения в Песках
Адрес: Спасопесковский пер.

Перед нами храм возведенный в камне в 1711 году, этот храм сочетает в себе характерные черты русского зодчества допетровской Руси: входы, обрамлённые перспективными порталами, белокаменные оконные наличники, килевидные кокошники под скатами крыши основного объема здания, очаровательная шатровая колоколенка. Много лет старостой храма был Сергей Петрович Тургенев, двоюродный брат писателя, Ивана Сергеевича. Он был гусар, адъютант командующего Московским военным округом, богатый человек. Немалые деньги вложил в благоустройство храма и прихода. Церковный староста — человек из мирян, ведающий хозяйством церковной общины.
С 1956 года в здании церкви размещалось объединение кукольных фильмов студии «Союзмультфильм” здесь делали кукол для кукольных мультфильмов. Именно здесь «родились» Чебурашка, его верный друг Крокодил Гена и многие другие мультперсонажи, без которых уже немыслима наша культура.
В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был возвращен Русской православной церкви. Храм был отреставрирован. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного в 1930-х годах Страстного монастыря.

"Московский дворик" Поленова В.Д.,

Площадь, которую мы с вами здесь видим, всего сто с небольшим лет назад выглядела совсем иначе – неизменным сохранился лишь этот храм. Показываем материалы с портфеля экскурсовода.
Дощатый сарай, колодезь, старенькую лошаденку, ребятню, возящуюся в траве. Именно таким это место изобразил В.Д. Поленов, снимавший комнату во флигеле этого белого дома.
Свою картину он назвал просто – «Московский дворик», работу над которой он завершил в 1878 году.
«Московский дворик» стал первой картиной, с которой В.Д. Поленов выступил на московской части 6-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Полотно имело большой успех, потому что Павел Михайлович Третьяков, человек с зорким глазом и чутким сердцем, приобрёл картину у автора прямо с выставки.

История картины

Памятник А.С. Пушкину на Спасопесковской площади

Открыт 29 сентября 1993 г.
Скульптор Юрий Самуилович Динес

Перед нами на гранитном постаменте памятник А.С. Пушкина с наброшенной на одно плечо шинелью. Скульптор Динес Юрий. Памятник получен в качестве дара городу от историка Герхарда Ягшитца, работавшего в Венском университете и занимавшегося историей нацизма. Герхард Ягшитц был большим почитателем творчества А.С. Пушкина.
Это особенно знаменательно, поскольку поэзия – материя, едва ли переводимая на другие языки. Ее невозможно понимать, ее можно только чувствовать. И нам кажется невероятно прекрасным, что австриец, живущий совсем в другом культурном пространстве, увидел что-то близкое в стихах поэта, сформировавшего каждого русского человека, в том числе и нас с вами. Это дает надежду на то, что искусство – это великая сила, рушащая границы и объединяющая людей несмотря ни на что. Читаем строки на постаменте.

Особняк Второва (Спасо-Хаус)
Адрес: Спасопесковский пер.,10

Прямо перед нами за металлическим забором Центральная часть строения - симметричное желтое двухэтажное здание с полуратондой
посередине фасада, ионическими колоннами поддерживающими балкон и зеленой купольной крышей, наверху видим флаг США, это особняк богатого русского купца и золотопромышленника Второва, известный под названием Спасо-Хаус. Название Спасо-Хауса происходит от церкви, расположенной неподалеку - «Спаса на песках». Здание построено в 1913 году по проекту архитекторов В. Д. Адамовича и В. М. Маята.
Начиная с 1933 года, когда были установлены дипломатические отношения между США и CCCР, является резиденцией американских послов в Москве.

Дом графа Бобринского (Московский окружной военный суд)
ул.Арбат,37

Прямо перед нами мы видим двухэтажное желтое здание с удлинённым левым крылом. Композиция фасада, которого отличается лаконизмом и гармоничными пропорциями. Это усадьба Хованского - Бобринского.
Единственный сохранившийся на Арбате дом XVIII века. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Восстановлено после пожара 1812 г. с добавлением ампирных элементов, которые мы как раз и видим в боковой части дома, когда сам фасад имеет классический, строгий стиль.
С 1820-х годов домом владел отставной корнет граф Василии Алексеевич Бобринский, внук Екатерины II и графа Григория Орлова.
В конце 1840-х гг. владение переходит в Военное ведомство, затем здесь обосновываются многочисленные судебные учреждения.
На крыше главного входа, мы видим флаг России. Сегодня в здесь располагается 2-й западный окружной военный суд, который занимается рассмотрением уголовных и гражданских дел, связанных с военной службой и обеспечением обороны страны.

Стена В.Цоя, Кривоарбатский пер.

Прямо перед нами исписанная сотней различных фраз, рисунков и символов Стена. Сразу привлекает наше внимание нарисованный портрет лидера популярной в 80-х годах ХХ века, рок группы Кино, Виктора Цоя. Также ярче других надписей выделяется строка из его
песни "Перемен требуют наши сердца". Это "Стена Цоя"
Появилась в 1990 году в день, когда стало известно о гибели музыканта. Вдоль верхнего края стены кто-то написал черной краской «Сегодня погиб Виктор Цой». А вскоре появился «ответ» в виде реплики, ставшей крылатой: «Цой жив». Фраза "Цой жив" действительно послужила началу существования стены имени Цоя.
Когда-то у этой стены собирались армии фанатов: приносили цветы, пели песни под гитару и просто общались.
Сейчас вечерами здесь тоже можно встретить поклонников группы и послушать всеми известные хиты.

Дом Мельникова К.С.
Кривоарбатский пер.,8

Перед нами строение необычной формы. Усеченный цилиндр с полностью застекленной фасадной стеной и надписью: "Константин Мельников, архитектор". Если посмотреть чуть сбоку – видны окна, похожие на соты. Сразу даже не понятно - дом это или какое-то технологическое строение
Этот жилой дом с мастерской был построен в 1927 году архитектором Константином Мельниковым для себя и своей семьи.
Официально дом признан экспериментальным сооружением.
Архитектор апробировал идею круглого дома. Материалы для строительства Мельников выбрал традиционные: кирпич, дерево, стекло, штукатурку. Он разработал специальную кладку, которая по сути была сотовой конструкцией. Это позволило сэкономить кирпич в два раза, при той же несущей способности. В стенах дома образовались 124 шестиугольных проёма. Третий этаж северного цилиндра целиком занимала мастерская (50 м²), Она освещалась 38 окнами и застекленной дверью на террасу, обращенной на юг. Идеальные условия освещённости рабочего места архитектора — свет шёл со всех сторон и рука не затеняла чертёж. В доме был создан прообраз домофона, который позволял переговариваться как внутри него, так и с посетителями, стоящими у калитки. Мельников называл эту систему воздушным телефоном. Сейчас дом передан государству, является филиалом Музея Архитектуры. Здесь проводится реставрация. Ждем открытия музея.

Памятник Вахтангову

Памятник Евгению Вахтангову
Скульптор: Александр Рукавишников
Открыт: в 2020 г.
Расположение: в центральной нише здания театра имени Евгения Вахтангова
Перед нами памятник Евгению Вахтангову. В центре композиции мы видим фигуру режиссера. Он запечатлен по снимку 1911-1913 годов. На занавесе за спиной Вахтангова высечены названия 100 спектаклей, составивших славу Театра Вахтангова за его столетнюю историю, начиная с постановок самого Вахтангова - "Чудо святого Антония" и "Принцесса Турандот".
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова был образован в 1913 году как Студенческая драматическая студия, руководил которой Евгений Вахтангов. Официальной датой открытия 3-й студии Московского Художественного театра (МХАТ) считается 13 ноября 1921 года, в этот день был показан спектакль «Чудо святого Антония». В 1926 году студия была переименована в Театр имени Евгения Вахтангова — по имени его основателя и первого руководителя. В 1956 году театру присвоили статус академического.

Театр Вахтангова Е.Б.
ул.Арбат,26

Перед нами здание, кирпичного цвета, с галереей растянувшейся вдоль главного фасада. Это театр им. Вахтангова Е.Б. С 1873 году на этом месте находился особняк Берга, построенный по проекту архитектора Александр Каминского, ученика Тона.
Во время войны 1941 г. здание сильно пострадало.
Восстановлением и реконструкцией Вахтанговского театра занимался академик архитектуры Павел Васильевич Абросимов.
Он как раз и спроектировал галерею, растянувшуюся вдоль главного фасада здания, зрительно увеличив внешние границы парадного фасада, выходящего на Старый Арбат. Также значительно увеличились вестибюль и фойе театра, обновился зрительный зал с партером, амфитеатром, ложами бенуара, бельэтажем и балконом. Интерьерам зрительской части архитектор придал черты античного «храма искусства». Работы по восстановлению здания проводились до окончания войны и были полностью завершены лишь к 1948 году.

Скульптура "Принцесса Турандот"

Фонтан «Принцесса Турандот на Арбате»
Скульптор: Александр Бурганов
Открыт: 1997 г. Расположение: возле входа в театр имени Вахтангова.
Перед нами бронзовая фигура величественной принцессы располагается на троне под балдахином и сводом беседки-ротонды; вся группа щедро покрыта позолотой. Скульптура возвышается над уровнем земли за счёт гранитного постамента, являющегося параллельно и фонтаном. Вся конструкция погружена в овальную форму чашу с удобными для сидения бортиками. Скульптор: Александр Бурганов
Спектакль «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци стал своеобразным «рентгеновским снимком» эстетики вахтанговского театра, его будущих традиций и принципов, в том числе той нарочитой театральности, яркости и праздничности, которую исповедовал Вахтангов. Его театр, как ящерица, отбрасывающая хвост, каждый раз, в каждой новой постановке, преломлял, соединял, синтезировал содержание и форму, чувства и игру, правду жизни и правду театра.
В 1922 году здесь прошла последняя репетиция под руководством Вахтангова. Это был спектакль «принцесса Турандот».

Доходный дом с рыцарем
ул.Арбат,35

Перед нами серое многоэтажное здание с вывеской "Дом Актера". Этот дом был построен в 1913 году по проекту В. Е. Дубовского
Заказчик коммерсант Яков Михайлович Филатов, известный удивить еще одним своим доходным домом на Остоженке – домом под рюмкой.
В этом здании архитектор сделал акцент на узнаваемых элементах средневековой замковой архитектуры: эркерах, башнеобразных объёмах, геральдических символах. Самая яркая деталь – скульптурные изображения рыцарей, которые находятся в верхней части здания.
В доме на Арбате В. Е. Дубовской предусмотрел установку лифтов с зеркалами и с кожаными сидениями, мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунным литьём, витражи. Все квартиры, занимавшие два подъезда, были многокомнатными, с помещением для прислуги.
С 1992 года в здании разместился Дом актёра, переехавший сюда с Пушкинской площади после пожара, а также учреждения Министерства культуры. Для Дома актёра здесь было оборудовано пять сцен: Большой зал, Малый зал, Камерный зал, Голубая гостиная, Арт салон.

Дом Пороховщикова
Староконюшенный пер,36, стр.1

Перед нами одноэтажный бревенчатый дом с резными наличниками и карнизами. Дом построен в 1871—1872 годах для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова, владельца гостиницы «Славянский базар» и одноимённого ресторана на Никольской улице.
Архитектор - А. Л. Гун. Резьбу на фасадах исполнил резчик И. А. Колпаков. Дом был отмечен дипломом на всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Дом сдавался в аренду различным учреждениям, ну а с 1890 года был передам под жилье для состоятельных людей.
В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова.
Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Но пока дом пустует, заперт и недоступен для посетителей.

Народный университет Шанявского
Адрес:  ул.Арбат,4

Перед нами скромное трехэтажное здание в стиле позднего классицизма, вытянувшееся вдоль четной стороны Арбата. Правая часть длинного строения содержит в своей основе до пожарную постройку XVIII века. В конце 19 в. дом приобретает золотопромышленник Альфонс Шанявский

Он имел мечту - построить университет, который даст возможность получить высшее образование всем желающим — независимо от пола, происхождения, вероисповедания. В 1905 году генерал Шанявский скончался, не дожив до воплощения своей мечты. Но арбатское владение он завещал городу с условием, что все доходы предназначаются университету. В 1908 году, стараниями вдовы Лидии Шанявской Народный университет был открыт для всех желающих. Для поступления туда не требовалось никаких аттестатов и документов, кроме удостоверения личности, основная и единственная его цель — получение знаний. Плату за обучение подбирали в зависимости от материального положения слушателя. После первой русской революции 1905–1907 годов женщинам разрешили учиться в университетах наравне с мужчинами. Правда, в 1908 году вышел указ, который вновь запретил им получать университетское образование. Он действовал до 1912 года, однако в Народном университете женщины могли учиться на всех направлениях.
В настоящее время здание занимает Российский государственный гуманитарный университет.
Made on
Tilda